|
Поставка щебня, песка и других сыпучих материалов, как и любой другой процесс, сопровождается набором своей специфики и особенностей. Некоторые из которых не являются принципиальными, другие наоборот - могут иметь важное значение в определенных обстоятельствах.
Для покупателя, одним из наиболее интересных моментов процесса поставки навалочных грузов, является совпадение объемов заказанного (купленого/оплаченного) материала, и фактически привезенного его количества. Однако зачастую между этими величинами, характеризующими поставку, имеются расхождения.
Так же бывают и другие причины расхождений. В общем, покупателю всегда интересно - а сколько же материала было загружено и привезено на самом деле, есть ли расхождения, и каков размер этих расхождений - поскольку в процессе поставки тогоже щебня или песка конечному потребителю, задействуется несколько участников, каждый из которых потенциально заинтересован в соблюдении своих персональных интересов - и они не всегда совпадают с интересами покупателя. Таким образом: расхождения в объемах при поставке сыпучего материала могут быть и бывают. Рассмотрим возможные причины расхождений: в заказе, погрузке, доставке и выгрузке сыпучих материалов - на примере речного песка.
Итак - случай первый, из серии "испаряется на научной основе". Вы заказываете карьерный песок в кубических метрах. Экскаватор в процессе погрузки его "распушил" и честно загрузил Вам 10 куб м. Самосвал в процессе доставки этот песок Вам утряс (сжал) - и на выгрузке песка уже меньше.
Случай второй - из этой же серии: вы покупаете песок в тоннах. Загрузили мокрый песок 20 тонн. Пока самосвал его вез - часть воды сбежала и вылилась, а часть испарилась. Масса разгрузки - опять не в пользу покупателя. Или загрузили сухой, пока самосвал ехал - дождь его намочил, а на приемке весы: масса - больше, и платить - тоже больше :(
Случай три - из серии соблюдения частных интересов одной из сторон участвующих в поставке: на погрузке объем ковша не соответствует заявленному, соответственно количество материала меньше заказанного. Прямая выгода карьера, однако случай возможный, но для постоянно работающих карьеров - редкий: при больших объемах поставки, какой-нибудь покупатель обязательно обратит внимание. И на этом все заканчивается.
Случай четыре: перевозчик загружает материала меньше, а продает - как заказано. Вычисляется такая ситуация - проведением замеров на приемке: обмером кузова по борта и оценкой «горки» (сколько насыпано выше бортов). Так же, можно принимать материал по массе, используя весы.
Ну и наконец бывают ситуации, когда количество привезенного материала больше, чем заявлено на погрузке. В этом случае - в проигрыше карьер, в плюсе - либо перевозчик, либо покупатель, либо поставщик.
Общее количество сторон, участвующих в поставке может достигать 7 и более: 1.карьер, 2.оператор погрузчика, 3.компания-перевозчик, 4.водитель самосвала, 5.компания-поставщик, 6.компания-потребитель материала, 7.приемщик на выгрузке. Каждая из сторон в этой цепочке может "принимать меры" по соблюдению своих интересов, которые не всегда совпадают с интересами покупателя или карьера.
В этой ситуации покупатель может предпринять два простых шага: для начала, достаточно на этапе заказ просто "уточнить": "а на сколько точно объем поставки соответствует объему заказа" - в большинстве случаев этого будет достаточно, и вероятность преднамеренных действий по соблюдению чьих-либо интересов за счет покупателя будет сведена практически к нулю. Тем не менее, не помешает и второй шаг: оценка загрузки кузова с последующим его обмером (этот шаг можно и пропустить, но сказать при заказе, что Вы будете это делать - надо обязательно)
|